10.02.2004  Б.Алешин: «Передача контрольных функций бизнесу может придать импульс созданию малых компаний в области консалтинга, оценки, аудита и сертификации»

   В интервью газете «Ведомости» Борис Алешин еще раз подчеркнул, что задача административной реформы – не сокращение количества чиновников, а уточнение обязанностей министерств и ведомств. По его словам, в результате работы по рассмотрению функций министерств и ведомств, которая будет завершена в марте 2004 года, « у ряда министерств может остаться очень небольшое количество функций - максимум 5%», но одновременно могут появиться и новые функции, а те, которые раньше считались дополнительными и несущественными, выйдут на первый план. «Например, функциям по поддержке нашей промышленности за рубежом - участию в выставках, ярмарках - не уделялось достаточно внимания, хотя большинство госорганов развитых стран сосредоточены именно на этих функциях, - отметил вице-премьер. - Мало мы занимались и подготовкой кадров - инженеров, менеджеров».
   Одним из результатов административной реформы, по словам Б.Алешина, станет разделение функций надзора и контроля. «К контролю, как правило, мы относим всю ту аналитику, которую необходимо получить инспектору для вынесения вердикта, - экспертизы, исследования, испытания, всякого рода калибровки, сертификация. В развитых странах этим занимается бизнес. А надзор - это непрерывное наблюдение за продукцией, процессами производства со стороны государства», - пояснил Б.Алешин. «Передача контрольных функций бизнесу может придать импульс созданию малых компаний в области консалтинга, оценки, аудита и сертификации», - отметил вице-премьер.
   Б. Алешин высказался против того, чтобы госорганы вели коммерческую деятельность. По его словам, «услуги, которые государство на платной основе оказывает населению и бизнесу, должны быть минимальны и жестко прописаны. Это очень узкая сфера - десяток, может быть, другой услуг, которые должны быть четко регламентированы». В частности, деятельность вневедомственной охраны МВД «должна переместиться в бизнес. Государство не может оказывать подобных услуг». То же, по словам Алешина, решено комиссией и в отношении платных услуг МЧС, Минтруда и Минздрава.
   Недавно правительство одобрило запрет на внесудебную приостановку деятельности предприятий чиновниками. На вопрос журналиста, справятся ли суды с валом исков, который возникнет после вступления этого решения в силу, Б.Алешин ответил, что такая проблема есть, и для ее решения «в соответствии с мировой практикой необходимо создавать административные суды, больше использовать механизмы апелляционных комиссий, делить полномочия между судебными ветвями». «Нужно подготовить людей, наработать практику», - сказал Алешин.
   Б.Алешин рассказал также о работе возглавляемой им комиссии по противодействию коррупции. По его мнению, «сегодня сама система государственного управления создает условия для теневого регулирования отношений с властью. Коррупция стала частью государственной машины, так как она позволяет оптимизировать ее работу. Поэтому преодоление коррупции - это задача, которая может быть решена только в увязке с административной реформой, реформой госслужбы, судебной реформой и реформой правоохранительных органов».
   Комиссия наметила комплекс мероприятий, рассчитанный на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сказал вице-премьер. Среди них - введение законодательных процедур раскрытия государственными органами информации о своей деятельности, устранение избыточного вмешательства государства в деятельность экономических субъектов. Планируется сократить избыточную часть госсектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства, ввести административные регламенты, чтобы снизить уровень произвольности принятия решений, расширить взаимодействие должностных лиц с гражданским обществом, внедрить аудит эффективности госорганов и организаций бюджетного сектора, оптимизировать конкурсные процедуры поставки продукции для государственных нужд, сказал Борис Алешин.