09.02.2004 Партнерские отношения между государством и аптекой отражают общий экономический интерес Какие бы прогнозы ни делали аналитики относительно будущего розничного сектора фармацевтического рынка, все они могут оказаться заметно откорректированы государством. По различным оценкам, до 70% расходов на лекарства в нашей стране финансируется бюджетами разного уровня, и закрывать эту брешь с каждым годом становится все труднее. Опыт экономически развитых стран показывает, что попытки сокращения расходов на здравоохранение потерпели неудачу в тех случаях, когда без внимания остались главные причины роста затрат - нерациональные методики лечения, неверная закупочная политика, неоправданно широкое использование устаревших и затратных лекарств и функционирование товаропроводящей сети, в том числе и аптек. "Безусловно, общей задачей государства и аптеки является гарантированное лекарственное обеспечение населения, - считает Ирина Косова, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации ФПК РУДН. - Противоположность интересов проявляется при решении аптекой конкретных задач. Государство заинтересовано в формировании доступных цен на лекарства, а аптека как коммерческая организация ориентирована на получение прибыли при выполнении своей основной цели - обеспечения лекарствами всех в них нуждающихся". Началом перехода к рыночным отношениям стали предоставление аптекам права на юридическую и экономическую самостоятельность, осуществление приватизации, а также развитие частного предпринимательства. И хотя доля государственных и муниципальных аптечных учреждений до сих пор остается достаточно значительной и составляет более 40% рынка, их с каждым годом становится все меньше и меньше. "Последовательно проводя политику разгосударствления аптек, государство стремится сохранить часть из них в своей собственности, - продолжает И.Косова. - Тем не менее можно прогнозировать, что количество государственных и муниципальных аптек будет продолжать сокращаться". Последним "бастионом", сдерживающим рост частной аптечной сети, до недавнего времени оставались изготовление и реализация наркотических средств и психотропных веществ, которыми традиционно занимались государственные аптечные учреждения. Сегодня, согласно новому положению о лицензировании, данный вид деятельности пусть и в малых дозах, но разрешен аптечным предприятиям всех форм собственности. В 2002 г. был принят Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которому реорганизация данных учреждений может осуществляться по пяти различным вариантам (слияние, выделение, преобразование, присоединение и разделение). Любая из форм этой реорганизации должна проводиться только с разрешения собственника (то бишь государства), но инициатива может исходить и от "низов", то есть от аптек. "Хорошо известны примеры объединения даже всех государственных и муниципальных аптек региона в одно государственное предприятие, - добавляет И.Косова. - При этом все варианты реорганизации аптечной сети в зависимости от региональных особенностей, реального состояния розничного фармацевтического рынка, уровня жизни населения и прочих условий должны быть рассмотрены и учтены при разработке концепции развития аптечной сети региона. Причем к этой работе необходимо привлекать представителей не только органов управления имуществом, но и фармацевтических предприятий, а также непосредственно руководителей аптек". Сам статус государственной аптеки не дает его обладателю никаких преференций перед коллегами-коммерсантами. Чинить крышу, вставлять новую витрину вместо разбитой, платить за аренду и коммунальные услуги приходится из собственных средств - аптеки давно являются самостоятельными коммерческими субъектами рынка. И все же им нужна поддержка государства. Но в данном случае речь идет не о благотворительности, а именно о партнерстве, в котором заинтересованы обе стороны. "Для того чтобы государственные субъекты предпринимательства были эффективны, необходимы меры не только административного управления, но и экономического стимулирования их деятельности, - уверена И.Косова. - Тогда государственные аптеки не только смогут выполнять свои задачи, но и будут успешно конкурировать на рынке. Режим экономического благоприятствования создаст условия для стабилизации и даже снижения розничных цен на лекарства, и государство сохранит в их лице законопослушных налогоплательщиков". Являясь де-юре коммерческими организациями, муниципальные аптеки де-факто продолжают исправно снабжать население бесплатными и льготными медикаментами, неся при этом большие убытки, которые в итоге приходится возмещать из собственного кармана. Реализуя социальные программы, они вправе рассчитывать на поддержку государства (льготы по арендной плате и коммунальным платежам, налогообложению и другие). Но пока этот вопрос остается нерешенным, многие из аптек, не выдержав груза проблем, которые им приходится решать, по сути дела, вместо государства, переходят в разряд банкротов и идут с молотка. Тем не менее все чаще фармацевтам приходится слышать в свой адрес упреки в том, что продажа лекарств превратилась в сплошную коммерцию. "Аптеки всей своей деятельностью доказывают, что являются учреждениями здравоохранения, - не соглашается с подобным утверждением И.Косова. - И торговые функции осуществляют только в силу того обстоятельства, что являются коммерческими, а не благотворительными организациями. Кто получает прибыль, тот знает, каким нелегким трудом она дается. В аптеках работают настоящие профессионалы своего дела, и их потенциал должен быть востребован государством для решения актуальных задач современной фармацевтической отрасли". |