03.02.2004  Москва: санитарные службы предлагают предпринимателям страховать свои риски в сфере общепита

   
   Столичные предприятия малого бизнеса с начала 2004 года участвуют в эксперименте по добровольному страхованию санитарно-эпидемиологических рисков. Суть нового эксперимента в том, чтобы избавить городские санитарные службы от коррупции и позволить предпринимателям работать спокойно. По замыслу чиновников, компании, работающие в сфере общепита и торгующие фаст-фудом, не будут давать взятки санитарным инспекторам, а начнут тратить деньги на страхование своих рисков с целью обезопасить себя от лишних притязаний со стороны санэпидстанции. Поэтому чиновники настоятельно рекомендуют всем небольщим компаниям приобрести страховой полис.
   В этом случае, если у палаточников, колесного фаст-фуда и небольших ресторанов быстрого питания имеются какие-либо отклонения от санитарных норм, ответственность за это берут страховщики. По мнению опрошенных RBC daily участников рынка, эта мера приведет к тому, что на московском рынке «быстрой еды» вскоре останутся только более-менее известные сетевики, которые работают в собственных помещениях или в торговых центрах и могут позволить себе застраховать свой бизнес.
   Проведение эксперимента по приобретению полисов среди предприятий малого бизнеса, торгующих фаст-фудом, напрямую связано с замыслом Федеральной государственной санитарной службы России провести закон «Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании». Этот законопроект зародился в недрах Госсанэпиднадзора РФ в первой половине 2003 г., а осенью главный государственный санитарный врач страны Геннадий Онищенко распорядился провести эксперимент по добровольному страхованию предпринимателей от санитарных рисков в 8 регионах страны, в том числе в Москве. «Суть нового эксперимента в том, чтобы избавить городские санитарные службы от коррупции и дать коммерсантам работать спокойно», – сказал RBC daily Михаил Вышегородцев, заместитель председателя Московской городской думы, занимающийся вопросами потребительского рынка товаров и услуг и защиты прав потребителей. Например, если размер кухни в ресторане не соответствует санитарным нормам, то, согласно нынешним правилам, владелец предприятия может застраховаться от последствий этого нарушения. Если есть полис, то не нужно будет лишний раз «договариваться» с санитарными инспекторами о том, чтобы они закрыли глаза на несоблюдение правил производства продукции, и одновременно компания сможет компенсировать ущерб, если что-то произойдет.
   В успехе эксперимента, проведенного в основном на предприятиях, торгующих фаст-фудом, представители главного столичного СЭС не сомневаются. «Никто не будет заставлять предпринимателей страховаться. Но если есть даже небольшие отклонения от норм, то мы предлагаем предпринимателю застраховать риск, – пояснил журналистам Главный санитарный врас столицы Н. Филатов. – Если раньше, что греха таить, это решалось при помощи «договоренностей» с районным СЭС, то теперь эта проблема будет снята». Поэтому, скорее всего, чиновникам удастся провести закон о добровольном страховании предпринимательских рисков. Тогда обращаться к страховщикам придется не только продавцам «быстрой еды», но и производителям и дистрибьюторам продуктов детского питания, парфюмерно-косметической продукции, а также молочной и мясной промышленности.
   Опрошенные RBC daily предприниматели пока осторожно относятся к инициативе санитарных служб отправить их к страховщикам за полисами. «Разговоры про страхование санитарных рисков пищевыми компаниями среди руководителей СЭС ведутся уже давно, – сказал один из участников рынка. – Но пока еще нет никаких нормативных документов, регулирующих эту деятельность». Кроме того, в самой Госсанэпидслужбе города Москвы не смогли рассказать ни о том, каков будет механизм взаимодействия между санитарными инспекторами и страховщиками, ни о том, какие компании должны будут заниматься страхованием этих рисков. Поэтому коммерсанты, продающие фаст-фуд, пока не торопятся платить деньги страховщикам за то, что их плита стоит чуть ближе к холодильнику, чем положено. (Как удалось выяснить RBC daily, стоимость такой страховки колеблется от 3 до 8 тысяч рублей). Однако, по мнению представителя московской законодательной власти, скорее всего, выдавать полиса будут страховые компании, близкие к городской администрации.
   В то же время участники рынка предполагают, что уже в ближайшие месяцы при районных центрах Госсанэпиднадзора появятся частные компании, страхующие всех желающих от придирок санитарных инспекций. В настоящее время в некоторых районах столицы рядом с местными СЭС открылись отделения Страховой акционерной компании «Энергогарант». «Недавно наше предприятие застраховало в этой компании свои санитарно-эпидемиологические риски, – рассказал представитель блинной сети «Теремок». – Мы выбрали «Энергогарант» в связи с тем, что ее отделение удобно расположено рядом с районной СЭС и в заполняемых документах не нужно указывать финансовый оборот сети, как, например, требует РОСНО». Пока еще непонятно, насколько добровольным будет это страхование для малых предприятий. «Можно предположить, что представители СЭС будут настоятельно рекомендовать компаниям получить такой полис», – отметил г-н Вышегородцев. Между тем руководители столичной СЭС уверяют предпринимателей в обратном.
   «Срахование санитарных рисков – это не индульгенция, а возможность компенсировать ущерб, если вдруг что-то произойдет, – рассказал глава столичной санитарно-эпидемиологической службы Николай Филатов. – Мы не душим малые предприятия, а даем им возможность работать даже в том случае, если у них нет абсолютного соблюдения санитарных норм». «Конечно, если эти отклонения не влекут за собой явной угрозы для здоровья потребителей», – отметил он.
   В любом случае проведение эксперимента по страхованию рисков малыми предприятиями приведет к тому, что владельцам одиночных небольших уличных палаток и «колесного» фаст-фуда придется закрыть свой бизнес. «Это связано с тем, что у более-менее раскрученной пищевой сети больше возможности ежегодно приобретать такую страховку на каждую свою точку, а для «одиночек» это лишние затраты», – отмечает один из участников рынка. Кроме того, сеть предприятий быстрого питания имеет больше шансов получить торговое место в помещении, например в торговом центре, где у него будет возможность соблюдать все санитарные нормы производства продуктов питания. В то же время дополнительные арендные и страховые расходы, предполагают аналитики, приведут к удорожанию «быстрой еды», и перекусить в столице дешевле, чем за 80 рублей, никому не удастся.