23.01.2004  Приход Голливуда может спровоцировать передел на рынке российского кинопроката, считают эксперты

   В апреле на российский кинорынок выйдет компания United International Pictures (UIP), объединяющая трех крупнейших голливудских мейджоров – студии Universal, Paramount и Dreamworks. Сейчас их официальным дистрибьютором в России выступает творческое содружество «Ист-Вест». С весны оно «сменит вывеску» на UIP, хотя как бренд все же собирается остаться на рынке. По мнению участников рынкаy, голливудские мейджоры рассчитывают заработать в России куда больше, чем получают сейчас от своих партнеров, и намерены заниматься не только дистрибуцией картин, но также и строительством кинотеатров, а возможно, и собственным кино- и сериальным производством. Российские компании, сотрудничающие с мейджорами, предстоящие перемены воспринимают спокойно, считая, что угрозы их бизнесу нет.
   Творческое содружество «Ист-Вест» – одна из первых независимых прокатных компаний в России. Она работает более чем в 70 регионах России и в разное время показывала такие фильмы, как «Аромат женщины», «Афера Томаса Крауна», «Шоу Трумэна», «Гладиатор» и «Красота по-американски». В скором времени «Ист-Вест» станет первым, кто сменит свой статус российского прокатчика и преобразуется в российское отделение UIP. «По сути, речь идет всего лишь о «смене вывески», – сказал исполнительный директор «Ист-Вест» Валерий Шорунов. – Ведь деятельность UIP будет осуществляться сотрудниками «Ист-Вест». При этом компания останется на рынке как бренд и продолжит выполнять свою обычную работу – прокат и производство фильмов».
   По мнению экспертов повышенный интерес компаний-мейджоров к российскому рынку кинопроката, а также желание работать на нем самостоятельно вполне понятны. «Рынок кинопроката в стране давно стабилизировался, о чем свидетельствует уровень доходов, – сказал PR-директор компании «Формула Кино Менеджмент» Игорь Горшков. – Поэтому логично предположить, что кто-то захочет выйти на него сам, минуя дистрибьюторов. Но все же напрямую мейджоры выходить не будут: им тяжело представить реальную картину на кинотеатральном и прокатном рынках России. Поэтому наверняка они продолжат сотрудничать со своими местными партнерами». Так, например, по словам г-на Горшкова, компания Viacom (один из учредителей сети Rising Star Media, открывшей прошлой осенью кинотеатр «Киностар де Люкс») начала работать в Москве, с тем чтобы как раз оценить реальную ситуацию в этом сегменте рынка и затем пойти в регионы. Но есть и еще одна причина, по которой голливудские студии заинтересованы в личном присутствии на российском рынке. По словам Валерия Шорунова, зарубежные партнеры полагают, что российские дистрибьюторские компании довольно много зарабатывают, лишая их, таким образом, части прибыли.
   И все же участники рынка считают, что приход мейджоров в Россию кардинальным образом на него не повлияет. Не скажется их появление и на работе независимых дистрибьюторов, которые закупают фильмы на международных кинорынках. «На мой взгляд, приход мейджоров первоначально изменит только их отношения с компаниями, которые сейчас являются их дистрибьюторами, – сказал координатор проката компании «Централ Партнершип» Андрей Радько. – Независимых дистрибьюторов, таких как наша компания, «Парадиз», «Вест», это вообще не коснется. Но их появление повлияет на уже существующий регламент работы кинорынка. В первую очередь, мейджоры могут лоббировать изменения некоторых законов, не соответствующих мировым стандартам». Г-н Радько также выразил уверенность в том, что за UIP в Россию последуют и другие голливудские компании. Причем «первые ласточки» уже были. В компанию A.Media Group (она занимается производством сериалов) перешел вице-президент Warner Bros. International Television Тим Хоран. Он курирует вопросы продвижения российских фильмов за границу и совместные проекты с иностранными студиями. А Columbia TriStar не так давно подготовила в Москве линию для выпуска своих DVD-дисков.
   В свою очередь, у UIP тоже обширные планы. Как рассказал исполнительный директор «Ист-Вест» Валерий Шорунов, их партнеры рассчитывают заняться еще и строительством кинотеатров. Но вопрос, насколько это реально, пока остается открытым. Андрей Радько из «Централ Партнершип», впрочем, не сомневается в успехе такого предприятия, считая, что голливудским компаниям, при их обширном опыте работы и финансовых возможностях, не составит труда развернуть здесь свою сеть.
   На этом фоне тем более примечательным стало заявление руководства компании «Синема Парк» о намерении в скором будущем заняться дистрибуцией. «Сейчас этот вопрос решают наши акционеры, – сказал заместитель гендиректора компании по продажам Александр Марченко. – Возможно, уже в этом году «Синема Парк» начнет дистрибьюторскую работу. На сегодняшний день нами на международных кинорынках лицензировано 12 фильмов, среди которых, например, французская комедия «Шушу» – ее дистрибуцией по миру занималась компания Warner Bros.». Г-н Марченко отметил, что компания намерена закупать фильмы как у мейджоров, сотрудничая с их представителями в России, так и у независимых компаний. Появление нового игрока особых эмоций не вызвало: по их мнению, еще слишком рано делать какие-либо прогнозы.
   Но одно ясно: приход мейджоров и тем более появление нового дистрибьютора, к тому же предлагающего прозрачную отчетность о посещаемости своих кинотеатров, может спровоцировать новый передел на кинорынке. Имея карт-бланш из современных залов, западные компании с комфортом развернутся в России, «отодвинув» отечественное кино в сторону. Это значит, что позиции едва вставшего на ноги российского кинематографа вновь пошатнутся. И может статься, что дистрибьюторы попросту окажутся в положении, когда ничего, кроме западной продукции, показывать не будут.