23.01.2004  Москва: производители продуктов не согласны с данными исследований Greenpeace

   Российские чиновники хотят обязать производителей указывать на этикетках наличие в продуктах генетически модифицированных источников (ГМИ). Необходимые поправки в закон о защите прав потребителя могут быть приняты Госдумой уже весной этого года. Между тем, если верить российскому Greenpeace, признаться в использовании ГМИ придется многим российским производителям.
   Продажи продуктов питания, содержащих ГМ-компоненты, начались в США в 1984 г. С лета 2003 г. в Европе обязательна маркировка всех продуктов, в составе которых есть хотя бы 0,9% ГМИ. Мировой рынок ГМ-семян оценивается в $3 млрд.
   Как заявил заместитель руководителя управления по защите прав потребителей Министерства по антимонопольной политике (МАП) Аркадий Макаров, поправки в закон о защите потребителей уже одобрены правительством и будут рассмотрены Госдумой в ближайшее время. Законопроект предусматривает, что на упаковке продукта будет указано, что при его производстве использованы ГМИ.
   С осени 2002 г. в России уже действует постановление главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, по которому у нас должны маркироваться продукты, содержащие не менее 5% ГМИ. На начало 2003 г. Минздрав выдал около 100 соответствующих регистрационных удостоверений. Их, в частности, получили два сорта картофеля, три наименования соевого мороженого и прочие разновидности соевого сырья. В Greenpeace сообщили, что активисты организации видели только маркированные крабовые палочки и урюпинскую тушенку. По оценке президента Мясного союза Мушега Мамиконяна, маркированной мясной продукции на рынке не больше 0,5%.
   "Мы идем дальше и предлагаем ввести норму прямого действия без уточнения процентного содержания ГМИ", - объясняет Макаров. По словам чиновника, МАП также подготовит новый технический регламент производства и распространения продуктов с использованием ГМИ. МАП считает, что контролировать маркирование продуктов на основе ГМИ должен Минздрав.
   Пока же этим решил заняться российский Greenpeace. В четверг он обнародовал итоги очередной проверки продуктов на наличие ГМИ. Неделю назад участники этой организации вместе с журналистами закупили в сети "Седьмой континент" 40 наименований мясной продукции. В ходе исследования, проведенного лабораторией структурной организации генома Института цитологии РАН (Санкт-Петербург), в 16 образцах были обнаружены ДНК ГМИ. Среди компаний, использующих генетически модифицированную сою, оказались крупнейшие производители мясных полуфабрикатов - "Дарья" и "МЛМ", а также ТАМП, Останкинский и Клинский мясокомбинаты, "КампоМос", "Вичунай", "Роз Мари Лтф", "Талосто-продукты" и колбасный комбинат "Богатырь".
   По словам руководителя кампаний Greenpeace в России Ивана Блокова, на основе подобных исследований, а также опросе компаний, в течение 2 - 3 месяцев в России, как и в США и Европе, будут созданы свои черный и белый списки производителей. В Greenpeace настаивают на том, что пока нет точных данных об опасности или безвредности ГМ-продуктов, потребитель должен сам решать, участвует он в этом эксперименте или нет.
   Участникам мясного рынка результаты исследований Greenpeace, как и предложение создать черный список, не понравились. "Сейчас производитель не обязан указывать наличие ГМИ, если их объем не превышает 5% , а использовать сою в больших объемах в мясном производстве нецелесообразно - колбаса развалится, - говорит Мамиконян. - Другое дело - консервы или полуфабрикаты, где этот показатель действительно может превышать 5% ".
   В компаниях "МЛМ" и "Дарья" заявили, что не используют ГМИ и готовы подтвердить это официальными заключениями СЭС. "Мы направим в Институт цитологии запрос, чтобы выяснить, с помощью какой методики проводились исследования, а также получить информацию о дате выпуска продукции. Это позволит нам отдать образцы такой же продукции на исследование в независимую лабораторию", - обещает представитель "Дарьи" Дина Вишня. А Игорь Колядинцев из "МЛМ" называет акцию Greenpeace "недоразумением". Сами исследователи не признают возможности ошибок. "Мы можем констатировать только несовпадение результатов наших исследований и исследований СЭС", - заявил завлаборатории структурной организации генома профессор Сергей Борхсениус.
   По мнению Мамиконяна, заявления Greenpeace и черные списки, если они действительно будут опубликованы, значительно повлияют на мясной рынок. "На нашем рынке, где потребитель мало информирован, а ученые вместо исследований занимаются популизмом и маркетинговыми исследованиями, это приведет только к удорожанию продукции", - предрекает он.