13.01.2004  Президент Ассоциации компаний розничной торговли: в 2004 - 2008 гг. число розничных сетей значительно сократится

   По прогнозам президента Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), главы ТД "Копейка" Александра Самонова, в 2004 - 2008 гг. число розничных сетей значительно сократится. Так, в сегменте "экономических магазинов", к которым принадлежит "Копейка", в России останется 3 - 4 компании, все остальные будут поглощены, сказал Самонов.
   Процесс же слияния крупных операторов, по его мнению, может начаться не ранее 2005 - 2006 гг. "Слияния возможны, когда компании станут прозрачными, а их бумаги будут котироваться на бирже. Тогда будет понятно, каким должен быть коэффициент обмена. Сегодня таких объективных критериев оценки стоимости компании нет. Поэтому торговля будет концентрироваться за счет поглощений", - считает Самонов.
   При этом, по его словам, московские торговцы не боятся прихода глобальных ритейлоров и захвата ими рынка. "По-моему, российские розничные сети по многим параметрам - технологичности, маркетинговым подходам, уровню и качеству обслуживания - очень близки к иностранным операторам, - сказал Самонов. - Недавно я был в Германии, где посмотрел дискаунтерные сети Aldi, Plus, Lidl. Мы сегодня абсолютно нормально смотримся на их фоне. Пройдет 2 - 3 года, и покупатель их вообще не сможет отличить".
   Одной из сильнейших сторон российских сетей глава "Копейки" считает тот факт, что зачастую их владельцы являются и менеджерами. "Мы голодные, амбициозные, готовы работать едва ли не сутками. Там у менеджмента мотивация к росту гораздо слабее," - сказал он.
   Смысл существования АКОРТ глава "Копейки" видит в том, что "должна быть организация профессиональных участников розничного рынка, которая бы взяла на себя лоббирование изменений в нормативно-правовом регулировании нашей отрасли", поскольку в этой области существует "море положений, которые портят жизнь ритейлорам и которые надо менять".
   В качестве примера Самонов привел вопрос о списании на издержки расходов от хищений, естественной убыли, брака и т. д. Сейчас списание происходит из чистой прибыли, и этот объем составляет в разных компаниях в среднем 0,5 - 2% от оборота, таким образом, из прибыли вычитаются миллионы долларов. Нигде в мире такой практики нет, - отметил президент АКОРТ.
   Другая проблема - лицензирование торговли ликероводочными изделиями. Сегодня, чтобы получить лицензию, нужно иметь в магазине кнопку вневедомственной охраны, - говорит Самонов, и это при том, что в каждом магазине и так имеется своя служба охраны.
   Тем не менее, с момента образования АКОРТ в 2001 году число ее членов сократилось вдвое, с 21 до 10 компаний. Причиной выхода из Ассоциации бывшие ее участники назвали слишком высокий членский взнос, который составляет $10 000 в год. Однако, по мнению Самонова, такой размер взноса не является обременительным для розничной сети. Реальная же проблема, по словам главы "Копейки", состоит в том, что "не все коллеги осознают, что надо вести комплексную, целенаправленную, последовательную политику в отстаивании интересов отрасли. Именно отрасли, а не "Копейки" или, скажем, "Перекрестка", "Пятерочки" или кого-то еще. Ведь многие проблемы у нас общие". "Бюрократические "новации" повышают наши издержки, а это отражается на ценах", - сказал Самонов.